Вербальная диспраксия у детей

0
272
Вербальная диспраксия у детей

Когда дело касается забот о наших детях, возникает множество вопросов. С одной стороны, мы не хотим признать, что наша интуиция подсказывает нам, что что-то не так, а с другой стороны, мы не хотим терять драгоценное время. Что же тогда делать?

Если ваш ребенок говорит на своем родном языке, но никто, кроме вас, не понимает, что он говорит — это признак серьезного нарушения, которое называется диспраксией.

Важные пояснения.

Праксис — это способность людей выполнять последовательность запланированных волевых двигательных действий, имеющих определенную цель.

Диспраксия — нарушение возможности практических действий — руками (ручное); губами, нижней челюстью, языком (оральное); связанное с неспособностью говорить бегло и связно (вербальное); связанное с ориентацией в пространстве (пространственное); идеомоторные — исходя из трудностей реализации моторных актов, а также идеаторные — трудности в основном заключаются в генерации идеи, а не в исполнении.

Когда можно диагностировать диспраксию, в том числе вербальную?

Праксис завершает свое развитие как часть присущих высшим кортикальным функциям человека после четырех с половиной лет развития. Только тогда можно окончательно подтвердить или исключить подозрение на диспраксию. Важно отметить, что маркеры вербальной диспраксии, тем не менее, могут наблюдаться в более раннем возрасте — уже в 18-24 месяцев. В тех случаях, когда специалисты обнаруживают маркеры затруднений в двигательном планировании произношения звуков, слогов и слов, целесообразно начать терапию для профилактики. Это связано с тем, что пока функция строится, мы не можем утверждать, что она нарушена, мы можем работать над имеющимися проблемами и симптомами, чтобы преодолеть и достичь коммуникации, столь желанной для всех.

Кто те специалисты, которые изучают практические навыки в детстве?

С медицинской точки зрения это неврологи и нейропсихологи, с парамедицинской точки зрения — это психологи и логопеды. Вербальная диспраксия — предмет исследования и терапевтического вмешательства логопеда.

Сколько времени нужно, чтобы диагностировать вербальную диспраксию?
Когда дело доходит до консультирования в раннем возрасте, обычно проводится несколько встреч с семьей и ребенком, на которых собираются данные из истории беременности, родов, раннего детства; отслеживается общение с родителями, игра и поведение ребенка в различных ситуациях. Обычно, если обнаруживаются маркеры вербальной диспраксии, так называемый «рабочий диагноз» или предложение специалиста, семье выдают рекомендации по стимуляции дома или рекомендуют начать занятия с логопедом. Чем раньше будут выявлены проблемы, тем эффективнее будет вмешательство!

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  От чего зависит рост ребенка. Факторы, измерения, интерпретация результатов

Ранние маркеры вербальной диспраксии:

1. Могут быть установлены особенности приема и обработки пищи и жидкости;
2. Ребенок использует ограниченный набор звуков, шумов и болтовни во время игры;
3. Речь обычно отстает, особенно внешний вид фраз, часто используются комбинации слов и жестов;
4. Целые слова появляются с опозданием, их части часто произносятся в быстром темпе, обычно первая часть теряется;
5. Часто несколько объектов обозначают одним словом, что отличается от ситуации;
6. Слова звучат искаженно, поэтому часто говорят, что ребенок «говорит на своем языке»;
7. Повторения слов добиться сложно, большинство попыток провоцируют больше ошибок в речи;
8. Ребенок понимает больше, чем имеет возможность сказать;
9. Спонтанная речь звучит лучше, чем спровоцированная или повторяющаяся речь, то есть чем меньше ребенок пытается улучшить свою речь, тем успешнее это получается, и наоборот;
10. Произвольное повторение звуков, слогов и слов затруднено;
11. Очень типично серьезное использование жестов для улучшения разборчивости сообщения, так как ребенок имеет четкое представление о том, что и кому он хочет сказать, имеет желание общаться, только осознание этого затруднено.

Терапия под эгидой профилактики, то есть в возрасте 4,6-5 лет связана с различными играми, направленными на улучшение движения органов и мышц, отвечающих за произношение, — комбинации разных поз и движений без звукоизвлечения, в том числе и с тенденцией к усложнению для улучшения речи. Постепенно, по мере развития ребенка, усилия сосредотачиваются на построении и усложнении фразовой речи.

В целом динамика позитивная, особенно если старт поставить рано. В некоторых случаях предположение о вербальной диспраксии отвергается, поскольку прогресс происходит быстро, и эти дети с небольшой стимуляцией достигают уровня выразительной речи и языковых навыков своих сверстников.

Для остальных детей, у которых, несмотря на достижения, симптомы вербальной диспраксии продолжают существовать и проявляться, рекомендуется терапия, которая направлена на преодоление текущих трудностей и предварительную подготовку к приобретению академических навыков с упором на соответствующие компенсаторные возможности.

Во всех случаях вербальная диспраксия — это не приговор, это нарушение в развитии моторных программ речевого производства и состояние, которое при соответствующей и своевременной терапии логопедом имеет очень хороший прогноз и динамику.

Перечисленные характеристики тщательно отслеживаются и оцениваются на фоне различных ситуаций; если вы заметили некоторые из них в поведении своего ребенка, не спешите волноваться. Лучше всего обратиться к логопеду!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь