В Краснодаре владельцы машин с армянскими номерами решили пожаловаться в прокуратуру из-за проблем с ГИБДД

0
4

Юга.ру объясняют, почему на Кубани сотрудники ГИБДД второй год арестовывают машины с армянскими номерами и как их владельцы хотят решить проблему

Напомним, проблемы у владельцев машин с армянскими номерами начались летом 2020 года. Тогда по всей России стали проверять автомобили с иностранными номерами, арестовывать их и отправлять на штрафстоянки.

В ГИБДД объясняли, что цель проверок — найти водителей автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не вставших на учет в России. Особенно рьяно инспекторы взялись за машины из Армении.

Из-за этого в Краснодаре автомобилисты записали обращение к президенту с просьбой решить проблему, а спустя год собрались около таможни, потому что ситуация так и не разрешилась.

Как в России оказалось так много машин с армянскими номерами? В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз (ЕАЭС). Это значит, что автомобили из этой страны могут свободно передвигаться по дорогам России. С 2014 по 2020 годы в Армении действовали льготные правила ввоза транспортных средств из иностранных государств, — пошлины за них уплачивались существенно ниже, чем в России. Купить в этой стране машину, например, из Японии, жителям России было значительно выгоднее.

Поток льготно растаможенных автомобилей из Армении хлынул в страны ЕАЭС в 2018 году, когда в силу вступил обновленный Таможенный кодекс. Он отменил контроль, связанный с оформлением процедуры временного ввоза, и пост на границе России и Грузии стал пропускать все армянские автомобили без прохождения каких-либо таможенных процедур (проще говоря, по «зеленому коридору»).

Стоит отметить, что на тот момент граждане стран ЕАЭС могли не ставить автомобиль на учет в своей стране, если он стоял на учете в другой. А растаможить и поставить на учет машины в Армении можно было даже по временной прописке. Всё это позволило за несколько лет ввезти в Россию около 300 тыс. армянских автомобилей.

Когда всё ужесточилось? В 2020 году, после окончательного вступления в силу Договора присоединения Армении к ЕАЭС и большого количества таких машин на дорогах России. У органов ГИБДД возникли вопросы о законности нахождения автомобилей в стране. Выяснилось, что машины, ввезенные в Армению в льготный период (с 2014 по 2020 годы), можно использовать исключительно на ее территории, а в других странах ЕАЭС — только после уплаты разницы в таможенных пошлинах.

Кроме того, распоряжаться автомобилем может только гражданин Армении или человек, постоянно проживающий на ее территории. Получилось, что россияне, которые купили такие машины, стали нарушителями таможенного законодательства.

К чему это привело? Автовладельцы заявили, что столкнулись с «репрессивными действиями» со стороны ГИБДД и Федеральной таможенной службы. На них стали оформлять протоколы по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов о временном ввозе, с отметкой таможенных органов). За повторное нарушение грозит штраф в размере 5 тыс. рублей, либо лишение прав на 3 месяца.

Инспекторы требуют от водителей документы о таможенном оформлении, затем арестовывают машины и отправляют их на платные штрафстоянки. Собственники уже больше года судятся с ГИБДД, чтобы вернуть машины. За это время за содержание автомобилей на стоянках набежали суммы, превышающие саму стоимость машин.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На Кубани собирают деньги на слуховые аппараты для девятилетней девочки с тугоухостью

Чтобы избежать проблем, автомобилисты должны поставить их на учет. Но для этого надо заплатить разницу в пошлинах. На таможнях армянские машины задерживают. Против их владельцев возбуждают административные дела по ч. 1 ст.16.2 КоАП (Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию), и к разнице в пошлинах добавляется штраф (50% от рыночной стоимости автомобиля). Часто выходят суммы в несколько раз больше стоимости самой машины.

Если собственник откажется выполнить требования, автомобиль могут забрать и продать, а деньги от продажи пойдут государству. А если сумма неуплаченных платежей больше 2 млн рублей, против автовладельца могут возбудить уголовное дело — по ст. 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей).

Больше года власти России не могут найти решение проблемы. Представитель общероссийского общественного движения «Авто Союз» в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал порталу 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.

По его словам, два с половиной года Армения и Россия не соблюдали условия договора, — со стороны обеих стран не было таможенного контроля, который должен был проводится в соответствии с п. 33 Договора о присоединении. В Армении машины переоформляли на россиян, умалчивая об ограничениях, в Россию автомобили заезжали свободно.

«Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС [Федеральной таможенной службы], работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный», — заявил Шубин.

Теперь люди второй год не могут решить проблему. Они обращались в Минфин, Минюст, Минпром, МВД и таможню. Власти обещали придумать, как эксплуатировать армянские автомобили в России. За год с лишним решения так и не нашлось, а сотрудники ГИБДД продолжают требовать таможенные документы.

После того, как владельцы машины 7 сентября собрались около краснодарской таможни, представитель ведомства Татьяна Бурмистрова сказала Юга.ру, что «участники встречи обсудили проблемные вопросы и наметили пути их решения», а ситуация находится на отдельном контроле у руководства таможни.

В качестве положительного примера Шубин привел Казахстан. Там владельцам армянских машин разрешили до 2023 года поставить их на временный учет без доплаты разницы таможенных платежей. Затем автомобили приобретут статус ЕАЭС.

И что теперь будут делать автомобилисты? В среду 15 сентября Краснодарский краевой суд рассмотрит три жалобы ГИБДД к автомобилистам по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов о временном ввозе, с отметкой таможенных органов).

Сергей Шубин заявил журналисту Юга.ру, что эту статью нельзя применять к владельцам армянских автомобилей, ведь с 2018 года временный ввоз на такие машины не оформляется. Заседание пройдет в открытом режиме. После него краснодарцы хотят направиться в краевую прокуратуру и подать коллективное заявление о незаконности действий госавтоинспекторов.

Источник: www.yuga.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь